План по самообразованию на 2021-2022год.
Тема: «Сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Задачи:
Актуальность:
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые
способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У
ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений
звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.
Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата
родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа
ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение
пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое
высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами
художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько
ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.
Сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей,
поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Условия реализации: В старшей и подготовительной группе «Бабочки»
Ожидаемый результат:
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметно-пространственной среды, которая способствует развитию речи у детей;
-совершенствование образовательного процесса;
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Самообразование |
Родителями |
|
Сентябрь |
1.Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. |
Сбор книжных иллюстраций |
Изучение теоретического материала по данной теме в педагогике. Подбор методической и детский литературы. Составление перспективного плана работы. |
Работа с родителями: составление памяток для родительского уголка по развитию речи дошкольников. |
Октябрь |
1. НОД «Что такое сказка» 2.Выставка рисунков «Моя любимая сказка» 3. Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку» |
Привлечь педагогов других групп к подготовке атрибутов к занятиям. |
Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка». |
Консультация «Мама, почитай мне сказку» Работа с родителями по пополнению книжного уголка сказками. Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности. |
Ноябрь |
1. Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка» Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках» 2.Прослушивание аудиосказок. |
Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» |
||
Декабрь |
1. «Расскажи сказку по картинкам» 2.Изготовление масок для героев сказок 3. Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка» 4. НОД «Викторина: В гостях у сказке » |
Оформление буклетов. Рекомендации для воспитателей по работе со сказкой |
Дидактическая игра «Узнай сказку» |
Консультация «Сказка в жизни ребенка» |
Январь |
1.Пополнение книжного уголка. 2. Чтение сказки «Морозко» 3.Беседа «Моя любимая сказка». |
Папка презентаций по сказкам. Трафареты сказочных героев для рисования |
Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок
|
|
Февраль |
1.Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк» 2.НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну» 3.Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» |
Мастер-класс по изготовлению настольного театра Конкурс рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка» |
||
Март |
1. Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка» 2.Беседа «Сказка, но по-новому» 3.Настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочные герои» 4.Рассказывание сказок по картинкам. |
Составление памяток для воспитателей по теме «Сказкотерапия» |
Подготовка консультации для педагогов «Настольный театр» |
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».
Рекомендации «Как сделать сказку другом для Вашего ребенка» Создание для родителей рекомендованного списка русских писателей-сказочников |
Апрель |
1.Чтение сказок зарубежных писателей: Ш.Перро Г.Х.Андерсен братья Гримм 4.Рисование любимых сказочных героев, аппликация по теме |
Мастеркласс «Сказка – как профилактический метод» |
Опрос родителей «Книги каких зарубежных писателей-сказочников есть у Вас дома» Индивидуальные беседы с родителями о терапевтических сказках, сказках, воспитывающих в детях трудолюбие, аккуратность |
|
Май |
1. Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки» 2.Викторина сказок
3.Диагностика по образовательной области «Речевое развитие» 4.Чтение сказок по выбору детей 5.Рассказывание сказок по иллюстрациям, отгадывание загадок о сказочных героях 6.Игры с разными видами театров (по выбору детей) |
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление консультация на педсовете. |
Рекомендации по использованию дидактических игр по теме «Сказки» Конкурс совместных работ родителей и детей «Мой любимый сказочный герой» (поделки) Вечер сказок |
|
Июнь |
Презентация опыта работы «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
|
Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.